Сторителлинг

Рассказывание иносказательных историй (притч) как простой способ передачи сложных идей использовал активно сам Христос. «Без притч Иисус вообще не учил» (Евангелие от Марка 4:34).
Интересный факт. В 1998г. был основан институт, занимающийся исследованиями и разработками практических решений в сфере управления знаниями - IBM Institute for Knowledge Management (IKM), позже он стал частью более крупной программы в IBM – IBM Institute for Business Value. Часть исследований института изложены в книге «Creating Value With Knowledge», изданной издательством Оксфордского университета (русское издание «Как превратить знания в стоимость» от «Альпина Бизнес Бук»). В этой книге достаточно серьезно рассматривается сторителлинг как один из важных и эффективных способов передачи знаний в рабочей среде, эффективный вариант неформального обучения. Вот что написано в этой книге в выводах по сторителлингу:
«Сторителлинг – это одновременно и наука, и искусство, поэтому уделять внимание одному в ущерб другому не только глупо, но и опасно. Играя с историями людей, вы играете и с их душами, а это большая ответственность. Сказитель (ирландское слово seanachie означает нечто большее, чем просто «рассказчик») посвящает учению много лет, такого же уровня личной отдачи требует и организационная работа над историями и практикой сторителлинга. Опасность заключается в том, что практик-новичок или тривиализирует истории («их может рассказать любой»), или ошибочно связывает их с развлечениями и журналистикой. В идеале сторителлинг – простой путь к передаче сложных идей, пониманию культуры и обучению в сообществах. Нельзя путать нечто несложное, но требующее глубокого понимания, с тем, что нетрудно осуществить и быстро приносит успех. Рассказывать истории нетрудно, но нельзя заниматься упрощенчиством. Сторителлинг – это, прежде всего, глубоко человеческий прием, который не приемлет механистических и авторитарных подходов, свойственных многим консультантам и исследователям.»
На одной христианской конференции по основанию церквей группа добровольцев участвовала в пересказе одной истории из нового завета. Стояли полукругом стулья, и на них сидели взрослые дяди пастора за тридцать. Я тогда явно ощутил один вредный стереотип в поведении участников конференции: «русский человек, умеющий читать, чувствует себя достаточно глупо, пытаясь пересказать истории, мол что за детский сад, мы ведь взрослые люди и читать умеем, и вообще сейчас век высоких технологий, компьютеров, мультимедиа, не говоря уже о банальных бумажных книгах; вообще этот пересказ сильно ассоциируется с безграмотностью, но мы то ведь все грамотные – зачем нам это». Но факт использования пересказа историй серьезным институтом для эффективного развития бизнеса напрочь перечеркивает этот вредный для современных русских христиан стереотип. Ура!!! Это еще один побеждающий удар по стереотипами, которые сидят в наших головах непробивным цементным блоком и мешают нам быть больше похожими на Христа.
«Иисус рассказывал им много подобных притч. Он не говорил им больше того, что они были в силах воспринять. Без притч Иисус вообще не учил, но когда Он оставался наедине со своими учениками, Он все им объяснял» (Марка 4:33-34).
«Поэтому вы, святые братья, сподвижники, призванные Небом, устремите духовный взор на Иисуса» (Евреям 3:1)
Вы действительно думаете, что есть более действенные пути благовестия и ученичества, чем те которые использовал Иисус?
P.S. Статья написана в 2009 году. Впервые опубликована на simplechurch